Дружно жили люди в деревне Коновалиха…

Спросите сегодня у молодых людей: где это Коновалиха? Мало кто ответит. А ведь когда-то была большая деревня. Вероятнее всего, первые жители поселялись ближе к воде. Под угором протекает речка Ныложка, а на Бражкином угоре (так его прозвали в народе) обосновались они.

Помню, что эту деревню называли «Старой деревней», или «Большой Коновалихой», хотя домов в ней было значительно меньше, чем в другой, которая «обжилась» дальше к лесу. Это была Маленькая деревня, или Выставка. Хотя на самом деле в ней было значительно больше дворов.

В документах 1620 года деревня именуется как Хрячева (тут же – Хречева, позднее – Хрычева) на Виледи. Всего в ней два двора. Это уже хорошо, потому что много было деревень однодворок. Жили в ней Пахтусовы и Чернышовы (в последующем это Черноковы). Жили они на угоре в Большой деревне. Почему? Да потому, что к речке поближе, место – продуваемое всеми ветрами, да и с угора видно дальше.

Село Ильинско-Подомское с Коновалихи был виден с угора как на ладони. Это сегодня все заросло, не только лес, но и трава… выше человека.

Заселение земли Коновалиха произошло значительно раньше, возможно, в середине 16-го века. В 1620 году значится, что Омелка (Емелка, по нашему – Емеля) Иванов, по прозвищу Пахтусов, приобрел землю в деревне по меновой. Но через двенадцать лет он умер, и никого у него не осталось. На время появилась в деревне семья по фамилии Коршуновы (складник), но тоже ненадолго. А Чернышевы жили по старине, значит, имели землю по наследству; значит, первыми поселенцами деревни были потомки Черноковых.

В 1782 году появляется в деревне фамилия Федяев. Семья купила землю, до этого живя в деревне Керголодяевская (сегодня – Замятино). Черноковы и Федяевы жили в деревне на протяжении всего времени. Правда, в 1647 году Чернышов почему-то превратился в Черноокова (красивая фамилия, не правда ли?) и был таковым на протяжении более ста лет.
Потом кто-то одну букву «О» решил убрать, и появилась фамилия Черноков. С 1745 года деревня именуется как Хрычева гора, а чуть позднее – Хрычевы горы. Примерно через сто лет кто-то букву «Х» заменил на « К», и получилась деревня Крычевы Горы. В одном из документов я прочитала – Грачевы Горы.

В переписной книге 1647 года на церковной земле Спасского прихода, который в то время находился в устье речки Пыелы: «…двор пуст Антипки Васильева сына Хрычева, сбежал к Вятке в 153 году (1645)». Возможно, его дед или отец обрабатывали землю, которую назвали по их прозвищу – Хрычева гора. Почему так деревню назвали, сегодня никто не скажет. Названия деревни приобретали по признакам местности: например, Заозерье – понятно, что за озером, Остров – понятно, что омывается водой. Но чаще всего название деревни отвечало на вопрос: чья это земля? Ответ: Пузырева, Быкова, а в данном случае – Хрячева. В деревне Крычевой горе в 1858 году числилось всего 12 дворов, в них 110 жителей: 54 мужчины и 58 женшин. В этом году деревня названа по-другому: Крычева Гора (Коновалиха) при речке Нылоге. Крычева, иногда Крючева гора, оставалось название недолго, постепенно стало забываться.

И вот уже не одно поколение знает это место как Коновалиху. Возможно, это было прозвище человека, который одним из первых появился тут. Слово Коновалиха ассоциируется со словом коновал. Из рассказов из уст в уста: в деревне жил глубоко уважаемый человек – мужик сильный, который хорошо управлялся с лошадьми, умел их объезжать, то есть учить ходить в упряжи, а не быть дикой, умел лечить животных, врачевать. Таких людей звали коновалами. Шли люди из соседних деревень за помощью к нему, за советом, как помочь скотине в какой-то ситуации, и спрашивали: где тут коновал или коновалиха живет? Так в народе название и пристало. А писали-то раньше не с документов, а со слов: кто как слышит, так и пишет.

Надо сказать, что земля деревни изначально принадлежала Коряжемскому монастырю. Дань от выращенного на земле, от количества едоков в семье, от двора отправлялась в Коряжемский монастырь. Жители постепенно обустраивали свои хозяйства, в первую очередь, катили пальники – отвоевывали землю у леса, разделывали полянки, строили себе жилье с учетом количества членов семьи – словом, выживали. Помню эту деревню с середины прошлого века. Две деревни соединялись между собой улочкой. Это огороженное место, по которому гоняли скот в поскотину, дети ходили по ней на угор, там по паберегам росла земляника. Жители Старой деревни ходили в лес за грибами, за малиной, по хозяйственным делам. Улочка служила людям как пешеходная дорога.

В детстве мне посчастливилось часто бывать на Коновалихе – в Маленькой деревне, той, что к лесу ближе. Там жила сестра моей бабушки – Надежда Яковлевна с дочкой Олей и внучкой Зоей (теперь она живет в Коряжме, имея уже своих детей и внуков). Звала я бабушкину сестру просто тетка Надежа. Вначале ходили на Коновалиху мы вместе с бабушкой, а потом ходила я одна, прямо тропинкой через лес, больше четырех километров будет в одну сторону.

На речке Ныложка стояла мельница, она в свое время принадлежала свекру тетки Надежы – Ерофею Васильевичу Федяеву. Место это до сих пор называется «у Ерофеевской мельницы» или «у Коноваловской мельницы». Правда, в ту пору мельница уже не функционировала. Зерно мололи на Ныложской мельнице, чуть выше действующего сегодня автомобильного моста, но сама мельница еще стояла. Дома в Коновалихе строили добротные (благо, лес был рядом), жили большими семьями. В подызбице (сегодня назвали бы подвалом) держали скот, хранили выращенные овощи, пропитание для зимы. Дома росли не только вширь, но и вверх. Каждой новой семье, а образовавшаяся новая семья жила вместе с родителями, выделялась своя изба. В одном доме-дворе часто жили по три и более семьи. Вместе удобнее было выживать, сподручнее вести хозяйство, присматривать за детьми. И если по какой-то причине уходили из жизни родители, то дети оставались жить в доме, и их воспитывали братья и сестры родителей ребенка и часто – дедушки и бабушки. В документах того периода не встретишь одинокого старика, их не сдавали в дома престарелых. Все они доживали у кого-то, и даже если не было своих детей, то – у односельчан. Правда, их называли захребетниками. Захребетниками называли и детей, то есть тех, кто не приносил доход, как бы сидел на хребте хозяина.

На снимке большой дом как раз тетки Надежы, еще не перестроенный. Изба со второго этажа была отдана сыну Максиму, который перебрался в деревню Замятино. Сын Нефед, получив другую часть дома, построил себе дом в той же деревне, а потом в деревне Нылога.
Строил большой дом свекор тетки Надежы – Ерофей Васильевич, с достройкой в последующем мужем тетки Надежы – Василием Ерофеевичем. Дочь Оля перевезла в последующем оставшуюся ей часть дома в деревню Савичи.

Дружно жили люди в деревне Коновалиха. Не зря говорит русская пословица: «Где родился, тут и пригодился». Дети старались жить с родителями. Правда, уход с насиженных мест был всегда: люди искали, где лучше, особенно движение было в голодные, неурожайные годы – в Сибирь и на Вятку. В послевоенное время молодые люди получили возможность поехать учиться, по распределению некоторые оставались в городах. Вот и один из сыновей тетки Надежы – Ерофей Васильевич – получив образование, остался работать и жить в Коми Республике. Он – автор всех фотографий. Приезжал с семьей к родителям каждый год. Надо сказать, что все три сына тетки Надежы были участниками Великой Отечественной войны, пусть и раненые, но вернулись домой живыми.

В 1935 году в деревне насчитывалось 37 хозяйств, проживало 88 мужчин и 102 женшины. На Коновалихе был образован колхоз «Сигнал». По сравнению с другими – считался богатым. В колхозе были – овчарня, скотный двор, конюшня, кузница. Это потом, уже после объединения, вошла Коновалиха в колхоз «Россия». В деревне сложилась традиция: если приезжали к кому-то родственники в гости, на побывку, в отпуск к родне, то встречать и провожать их приходила вся деревня. Автобусов тогда еще в колхозе не было, выделялась машина, чтобы отвезти родственников на Шобью (на Виледь, к поезду).

Жил на Коновалихе и председатель колхоза «Россия» Ларионов Петр Савватиевич. Начали они строительство своего дома. Петр Савватиевич, когда приезжал домой на обед, сажал деревенскую ребятню в «козлик» и вез на реку купаться. Дети из деревни в начальную школу ходили в Некорниловскую (д. Нылога), а с пятого класса – в Павловскую. Младшие одни домой не шли: ждали, когда закончатся уроки у старших. Родители наказывали: по одному домой не ходить (сами-то на работе были). Дорога из Залесья шла через Якино, далее лесом, открытым поле: было опасно в холод, и могли обидеть волки. Шли один раз и увидели возле леса огоньки, напугались, оказалось, что это были волки. Как вспоминает Татьяна Петровна Соловьева, «…пока ждут старшеклассников в школе, в биллиард наиграются досыта».

… В 70-е годы Коновалиха, как и многие другие деревни в районе, оказалась «неперспективной», и жители вынуждены были переехать в другие населенные пункты. Последней покинула Коновалиху Павла Михайловна, теща Петра Савватиевича Ларионова. Зять перевез ее дом в деревню Савичи.

Не знаю, будет ли интересно читать это, но я решила с вами поделиться историей несуществующей ныне деревни…

Нина ЛАРИОНОВА
Фото из личного архива автора

© Сетевое издание «Знамя труда. Виледь»