После премьеры спектакля захотелось размышлять, думать…

В минувшие пятницу и воскресенье, 2 и 4 апреля, Ильинский народный театр вынес на суд зрителя спектакль «Марьино поле» (драматург Олег Богаев). Пришедшие на премьеру любители театрального искусства получили замечательный подарок от актеров и режиссера Тамары Бебякиной.

Начну с того, что меня не особо привлекает мистика, фантастика. Больше по душе все реальное, земное. Но эту фантасмагорию смотрела на одном дыхании. А после спектакля хотелось размышлять, думать, вспомнить историю, своих близких, которые пережили военное и послевоенное время.

О чем пьеса? История умирающей старухи Марьи из глухой деревни и двух ее подруг. Марья начала умирать, легла в гроб, но перед смертью увидела своего мужа, погибшего на войне, который, оказывается, жив, и его надо встретить на станции. И вот старухи, уверовав, что мужья живы, отправляются именно туда. По пути им встречаются «неперспективные, умершие» деревни; солдаты, говорящие грибы и белки, а также Сталин, Левитан, Гитлер, Геббельс и Гаишник. Отдельный плюс – корова, которую «запрягли» в телегу.

Все актеры свои роли играли просто замечательно: Прасковья – Татьяна Осокина; Мария – Наталья Александрова; Серафима – Мария Юдина; Гитлер, Гаишник, Солдат, Гриб – Николай Шевелев; Леший, Левитан, Саша с Уралмаша – Николай Байбородин, Смерть – Ольга Чижкова. Надо заметить, актрисы, исполняющие главные роли, были настолько реалистичны, что зритель уже не видел молодых еще, симпатичных женщин, а видел проживших жизнь, настрадавшихся, больных и сгорбленных старух, сопереживать которым начинаешь с первых минут спектакля.

В общем, я, как зритель и бывшая актриса Ильинского народного театр, поставила высший балл за игру актеров, за режиссерскую работу, за творческую работу всем, кто помогал выпустить этот спектакль – Сергею Чевыкалову (звукооператор), Михаилу Клепикову (светооператор), Оксане Быковской (мультимедийное сопровождение), Наталье Решетниковой (художник), Наталье Пироговской (костюмер), Ивану Симкину и Владимиру Колотовкину (декорации).

Признаюсь честно, я плакала, когда услышала от Левитана такие слова, когда он в конце пьесы не просто сводки от советского информбюро читал, а сообщил старухам то, что наверняка каждая из них все эти годы мечтала услышать: «Важное правительственное сообщение. Уважаемые вдовы Советского Союза, Центральное главнокомандование информирует вас о том, что все похоронки высланы вам по ошибке. Все ваши мужья живы. Ура! Мы приносим каждому свои извинения. С победой вас, вечные вдовы!». Согласитесь, если бы на премьере в зале сидели вдовы (к сожалению, их так мало осталось на этой земле), то они залились бы слезами.

Теперь вот еще о чем не могу не сказать! Посоветовалась прежде, чем написать, с одним уважаемым мной человеком и заручилась ее мнением. Оно у нас – совпало! В целом, пьеса оставляет сложное и неоднозначное впечатление. Повторюсь, по отдельности каждый компонент заслуживает высокой оценки: отличные режиссура и игра актеров, необычная драматургия, отличное оформление. Но осадок от темы двойственный, порой – тяжелый! Все равно, есть в нашей истории моменты, над которыми нельзя смеяться. Дальше, уважаемые зрители, вы уж сами порассуждайте!

Еще хочу заметить: почти на каждую премьеру Ильинского театра приезжают из села Шалимово супруги Вахрушевы – Александр Николаевич и Галина Николаевна. Были они в зале и в этот раз. Остались под впечатлением игры ильинских актеров. Судя по внешнему виду, для многих поход на спектакль – настоящий праздник. Вот Николай Васильевич Дураков даже галстук-бабочку надел! В театр ведь всегда выбирали самый лучший наряд!

А вот что написал на своей страничке вконтакте мой бывший коллега, друг и когда-то выходивший на ильинскую сцену, играя в спектаклях, Василий Дураков. С его позволения привожу отзыв в этом материале:

«В нашей, вызванной пандемией, нудной, однообразной жизни, оказывается, есть место ярким культурным событиям. Второго апреля Ильинский народный театр показал премьеру спектакля «Марьино поле» по пьесе Олега Богаева. Не могу говорить за всех зрителей, но на меня он произвел сильное впечатление. Это, несомненно, удача режиссера Тамары Бебякиной и всех актеров, занятых в постановке.

Сюжет вроде бы незамысловатый. В одной заброшенной деревне, где уже давно никого не осталось, доживает свои последние дни вдова солдата, погибшего на Великой Отечественной войне. Сама выкопала себе могилу и легла помирать. Но перед смертью ее посетила фантазия: якобы пришел к ней муж и сообщил, что скоро все мужики вернутся с войны.

И вот она собирает подруг, двух таких же вдов и уговаривает пойти на станцию встречать своих суженых. По дороге с ними много чего происходит, порой, смешного, порой, трогательного. Но сквозь юмор на первый план выходит жестокий трагизм судеб этих старух, переживших все тяготы сталинского режима и ужасы фашистского нашествия.

Две ключевые сцены спектакля. По дороге на станцию вдовы встречают в лесу Гитлера и Геббельса. Геббельс под видом некоего врача заманивает старух в баню, тут появляется Гитлер и распоряжается сжечь их живьем. Чудом спасшись, они идут дальше и натыкаются на Сталина и Берию. Сталин обвиняет их в том, что они не поверили государственным документам – похоронкам и приказывает расстрелять за паникерство.

На мой взгляд, главная мысль спектакля – война для вдов так никогда и не кончалась. До самой смерти в глубине души, может быть, не признаваясь самим себе, они ждали, что мужья, молодые, сильные и красивые, вернутся с фронта и наладят в их деревне цветущую жизнь, полную любви и счастья.

Исполнительницы главных героинь выше всех похвал. Они создали пронзительно точные, живые образы деревенских старух. Им сопереживаешь, порой, до слез, с первой до последней минуты постановки».

Нина ОВЕЧКИНА

© Сетевое издание «Знамя труда. Виледь»